Новости

Конституционный Суд РФ защитил право одиноко проживающих трудоспособных граждан, ухаживающих за нетрудоспособными лицами, на получение субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг

Конституционный Суд РФ признать п. 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает для определения среднемесячного дохода в целях решения вопроса о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг одиноко проживающему неработающему трудоспособному гражданину, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом (нетрудоспособными лицами), если в одном или нескольких месяцах расчетного периода он получал доходы, учитываемые в соответствии с данными Правилами, включение в число месяцев, на количество которых делится сумма его доходов, полученных в течение расчетного периода, наряду с месяцами получения таких доходов других месяцев расчетного периода, в которые им осуществлялся уход, обусловливающий назначение ежемесячных компенсационных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455.

Конституционный Суд РФ указал:

Согласно Правил в случае, когда неработающий трудоспособный гражданин документально подтвердил отсутствие дохода в расчетном периоде по причине осуществления ухода за нетрудоспособными лицами, он при соблюдении иных условий предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не лишен права на ее получение.

Однако в случае, когда гражданин получает доходы в течение одного или ряда (но не всех) месяцев расчетного периода, совпадающего полностью или частично с периодом осуществления им ухода за нетрудоспособными лицами, действующий порядок определения среднемесячного размера дохода указанного гражданина приводит к тому, что полученный им доход делится на количество месяцев, в которые он получен, без учета того обстоятельства, что в иные месяцы расчетного периода гражданин не получал дохода в связи с осуществлением деятельности, которая признается государством социально значимой и рассматривается в качестве уважительного обстоятельства отсутствия занятости, приносящей доход. При этом размер полученных доходов может быть таким, что деление их (их суммы) лишь на то количество месяцев, когда они были получены, приведет к формированию размера среднемесячного дохода, при котором лицо не может претендовать на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, притом что деление этого же размера доходов с учетом времени (всех или некоторых месяцев расчетного периода), когда лицо осуществляло уход за нетрудоспособным гражданином, сформировало бы такой размер среднемесячного дохода, который давал бы основания для предоставления субсидии.

Следовательно, формальное применение пункта 37 Правил может приводить к необоснованному лишению социальной поддержки одиноко проживающего неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином (нетрудоспособными гражданами). Подобный подход вступал бы в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости, а также целями социального государства.

Соответственно, в силу общественного значения осуществления ухода за нетрудоспособными лицами, в связи с которым предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты, период такого ухода не может игнорироваться, в том числе при определении количества месяцев, учитываемых в расчетном периоде, за который исчисляется размер среднемесячного дохода одиноко проживающего неработающего трудоспособного гражданина, осуществляющего такой уход, для решения вопроса о предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2024 № 32-П

«По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина В.В.Кузнецова»
Вернуться на главную | Все новости
Судебная практика