Новости

Конституционный Суд РФ уточнил пределы ответственности ОМСУ за несанкционированные свалки на землях, не находящихся в их собственности

Конституционный Суд РФ признал положения ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 18 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и п.п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на ОМСУ МО обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с МО расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах МО:

на земельных участках, находящихся в госсобственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением МО, - справедливое гарантированное софинансирование) РФ или субъектом РФ исполнения ОМСУ указанной обязанности;

на землях или земельных участках, госсобственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия ОМСУ по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия РФ или субъектов РФ в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта РФ наделении ОМСУ соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями ОМСУ или должностного лица данного МО.

Федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на ОМСУ муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда ОМСУ не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах МО на земельных участках, находящихся в госсобственности, или на землях и земельных участках, госсобственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансирования, исходя из обстоятельств конкретного дела, из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Неисполнение такого судебного решения до получения соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с МО или ОМСУ исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. При этом ОМСУ, полностью исполнившие за счет бюджетов МО имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных.

При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П

«По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области»

Вернуться на главную | Все новости
Судебная практика