Новости

Конституционный Суд РФ уточнил условия привлечения к административной ответственности работодателя при допуске к управлению самоходной машиной водителя без прав

Конституционный Суд РФ признал ч. 2 ст. 2.1 и ст. 12.32 КоАП РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о привлечении к административной ответственности юридического лица (работодателя) за допуск к управлению самоходной машиной водителя (работника), лишенного права управления транспортными средствами, в случае, когда он при заключении трудового договора и последующем исполнении трудовых обязанностей скрыл данный факт, предоставив юридическому лицу (работодателю) удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с неистекшим сроком действия, поскольку данные нормы по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают привлечения юридического лица к административной ответственности, если при производстве по делу об административном правонарушении не было установлено, что юридическому лицу было известно о факте лишения соответствующего лица права управления транспортными средствами либо у него имелись весомые основания предполагать такой факт и им не были использованы доступные каждому и зависящие исключительно от него юридические возможности осуществить проверку действительности представленного удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Конституционный Суд РФ указал:
При заключении трудового договора с водителем самоходной машины, так и при последующем допуске его к управлению такой машиной работодатель обязан убедиться в наличии у него действующего удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающего право управления самоходными машинами соответствующих категорий. Однако предъявление удостоверения тракториста-машиниста не означает его безусловной действительности, так как работник может быть лишен права управления транспортным средством, что автоматически служит основанием и для лишения права управления самоходной машиной.

При этом законодательство не предусматривает обязанности суда, вынесшего постановление о лишении права управления транспортными средствами, или органа, ответственного за исполнение указанного постановления, уведомлять кого-либо о вынесении данного постановления, включая работодателя лица, подвергнутого соответствующему административному наказанию.

Такое правовое регулирование означает, что предъявление лицом удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами соответствующих категорий работодателю (его должностному лицу) позволяет последнему предположить наличие у такого лица права управления самоходными машинами.

В 2022 году утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, формируемой в режиме межведомственного электронного взаимодействия. С 1 сентября 2022 сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами, а также информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста) вносятся в информационную систему с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Однако до ее создания проверка работодателями (их должностными лицами) действительности предъявленных удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами соответствующих категорий, в том числе с учетом возможного лишения работника права управления транспортными средствами, не была обеспечена необходимыми организационно-информационными ресурсами.

Следовательно, до введения в действие указанной информационной системы возложение на юридическое лицо (работодателя) административной ответственности за допуск к управлению транспортным средством лица, представившего в качестве действующего удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами определенных категорий, но при этом лишенного права на управление транспортными средствами, если при производстве по делу об административном правонарушении не было установлено, что юридическому лицу было известно о факте такого лишения либо у него имелись весомые основания предполагать такой факт и им не были использованы для его выявления доступные каждому и зависящие исключительно от предпринятых им действий (мер) возможности, вступало бы в противоречие с конституционными принципами соразмерности, пропорциональности и справедливости допустимого ограничения конституционных прав и свобод.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2023 № 11-П

"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2.1 и статьи 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа"

Вернуться на главную | Все новости
Судебная практика