Новости

Конституционный Суд РФ постановил: нет оснований для расширения исключений из запрета картеля на торгах

Конституционный Суд РФ признал ч. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу данной нормы при котором запрет картеля не распространяется на соглашения хозяйствующих субъектов - участников торгов, признаются исключительно установленные ею признаки контроля одного хозяйствующего субъекта в отношении другого или одного лица в отношении хозяйствующих субъектов. Одновременно Конституционный Суд РФ прекратил производство в части, касающейся проверки конституционности п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Конституционный Суд РФ указал:

Закон запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к определенным негативным последствиям для состояния рынка, экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Использование в определенных случаях конкурентных процедур отбора контрагентов является общемировой практикой и обусловлено необходимостью удовлетворить интерес заказчика в заключении договора на лучших для него условиях и с лучшим контрагентом.

В связи с этим установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели и адекватно им, поскольку осуществление сделок именно на торгах имеет особое значение для поддержания и защиты положительного эффекта от конкуренции.

Установленный запрет имеет ряд исключений. Иммунитет от ответственности за заключение картельных соглашений предоставляется хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц и находящихся под контролем одного лица. Такой контроль предполагает распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, и (или) осуществления функций исполнительного органа юридического лица.

Расширительное толкование указанных норм позволяло бы, в частности, имитировать существование контроля созданием совокупности указывающих на него фиктивных признаков и использовать в дальнейшем предполагаемый фактический контроль для преодоления запрета картельных соглашений на торгах, что в конечном счете препятствовало бы достижению целей антимонопольного регулирования.

Для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих признакам, обозначенным в ч. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. Нераспространение на них исключения из запрета картеля на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их конституционных прав и как их дискриминация.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 № 12-П

"По делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой акционерных обществ "Специализированный Застройщик "Кошелев-проект Самара" и "Кошелев-проект"

Вернуться на главную | Все новости
Судебная практика