Новости

Конституционный Суд РФ разъяснил пределы субсидиарной ответственности контролирующих лиц по налоговым правонарушениям ликвидированных организаций

Конституционный Суд РФ признал п. 11 ст. 6111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой по своему смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ указал:

Субсидиарная ответственность контролирующих организацию лиц является по своей природе деликтной. Привлечение к такой ответственности предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом, предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и фактически наступившим банкротством, преследует цели достичь определенности в вопросе о размере ответственности и обеспечить баланс имущественных интересов как привлекаемого к ней лица, так и кредиторов должника. В связи с чем жалоба заявителя в части поставленного вопроса о привлечении контролирующего должника лица к ответственности без возможности учесть доводы об имущественном положении и иных обстоятельствах при определении размера субсидиарной ответственности не рассматривается.

Объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника или не может превышать этого объема, если иное не установлено законом.

Вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней.

В налоговом праве штраф – это налоговая санкция, являющаяся мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения. Взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового, носит не восстановительный, а карательный характер.

По своему конституционно-правовому смыслу оспариваемая норма не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию. Иное регулирование противоречило бы конституционным принципам справедливости и соразмерности.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2023 № 50-П
«По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» рассмотрено по жалобе гражданки Л. В. Ваулиной»

Вернуться на главную | Все новости
Судебная практика